Так сказать, новость с пометкой срочно Но, боюсь, уже слишком поздно...
Мозг любителей научпопа оказался под угрозой
Научпоп может вызывать скудоумие. К такому выводу пришли учёные из Плюмперского Университета.
Они провели исследование, в котором приняли участие 1016 юношей и девушек в возрасте от 18 до 55 лет. В начале участникам предлагалось указать наиболее предпочтительные из предложенных интернет-ресурсов, книг, телевизионных каналов.
На основе результатов опроса испытуемые были поделены на две группы: те, кто регулярно потребляют научно-популярный контент, и те, кто отдают предпочтение преимущественно развлекательным материалам. Также была добавлена контрольная группа, которая не принимала участия в эксперименте.
После этого испытуемых поместили в фМГРТ аппарат, чтобы отследить их мозговую активность. При этом участникам эксперимента показывали видео-ролики научно-популярного содержания.
В первые 15-20 минут мозг испытуемых демонстрировал обычную активность, ожидаемую при зрительно-слуховом восприятии и последующей обработке информации: с очагами возбуждения в лобной, теменной и височных долях.
Однако при дальнейшем просмотре мозговая активность поклонников научпопа снижалась критическим образом: очаги возбуждения постепенно затухали, и мозг переходил в практически "спящий режим". Дополнительные исследования выявили изменения в характере электрической активности мозга таких испытуемых: частота колебаний замедлялась с бета-ритма (свойственного состоянию бодрствования и фокусированию внимания) до тета-ритма (связанного с пограничным состоянием между сном и бодрствованием, которое отличается "сумеречностью" и спутанностью сознания).
При этом данные изменения не фиксировались в мозге поклонников развлекательного и не-научного контента.
PhD Плюмперского университета и один из организаторов исследования Христофор Пупкунуснус комментирует полученные результаты следующим образом: «На данном этапе трудно что-то утверждать с уверенностью, но есть основания полагать, что снижение их (поклонников научпопа прим. ред.) мозговой активности может быть связанно с продолжительностью видеороликов подобного формата: как раз в районе 15-20 минут.
По достижении этой критической отметки мозг как бы самопроизвольно отключается и погружается в состояние сонливости. С одной стороны, во время сна происходит консолидация памяти. Но с другой, мозг современного любителя науки совершенно отвык от самостоятельного мышления и поиска информации. Вместо того, чтобы после знакомства с темой перепроверить слова любимого блогера или углубить познания с помощью дополнительных источников, зритель принимает всё сказанное на веру и не стремится к более обстоятельным знаниям."
Мозг любителей научпопа оказался под угрозой
Научпоп может вызывать скудоумие. К такому выводу пришли учёные из Плюмперского Университета.
Они провели исследование, в котором приняли участие 1016 юношей и девушек в возрасте от 18 до 55 лет. В начале участникам предлагалось указать наиболее предпочтительные из предложенных интернет-ресурсов, книг, телевизионных каналов.
На основе результатов опроса испытуемые были поделены на две группы: те, кто регулярно потребляют научно-популярный контент, и те, кто отдают предпочтение преимущественно развлекательным материалам. Также была добавлена контрольная группа, которая не принимала участия в эксперименте.
После этого испытуемых поместили в фМГРТ аппарат, чтобы отследить их мозговую активность. При этом участникам эксперимента показывали видео-ролики научно-популярного содержания.
В первые 15-20 минут мозг испытуемых демонстрировал обычную активность, ожидаемую при зрительно-слуховом восприятии и последующей обработке информации: с очагами возбуждения в лобной, теменной и височных долях.
Однако при дальнейшем просмотре мозговая активность поклонников научпопа снижалась критическим образом: очаги возбуждения постепенно затухали, и мозг переходил в практически "спящий режим". Дополнительные исследования выявили изменения в характере электрической активности мозга таких испытуемых: частота колебаний замедлялась с бета-ритма (свойственного состоянию бодрствования и фокусированию внимания) до тета-ритма (связанного с пограничным состоянием между сном и бодрствованием, которое отличается "сумеречностью" и спутанностью сознания).
При этом данные изменения не фиксировались в мозге поклонников развлекательного и не-научного контента.
PhD Плюмперского университета и один из организаторов исследования Христофор Пупкунуснус комментирует полученные результаты следующим образом: «На данном этапе трудно что-то утверждать с уверенностью, но есть основания полагать, что снижение их (поклонников научпопа прим. ред.) мозговой активности может быть связанно с продолжительностью видеороликов подобного формата: как раз в районе 15-20 минут.
По достижении этой критической отметки мозг как бы самопроизвольно отключается и погружается в состояние сонливости. С одной стороны, во время сна происходит консолидация памяти. Но с другой, мозг современного любителя науки совершенно отвык от самостоятельного мышления и поиска информации. Вместо того, чтобы после знакомства с темой перепроверить слова любимого блогера или углубить познания с помощью дополнительных источников, зритель принимает всё сказанное на веру и не стремится к более обстоятельным знаниям."